Путь Паломника
В материале использованы выдержки из дневника пациента Владимира П., 2004 год.
«Машина сопровождения ушла вперед. Я стою один на дороге. На пути, который выбрал сам. За спиной рюкзак, в руках камень. Я делаю первый шаг, первый из тысячи шагов. От вчерашнего мандража не осталось и следа… Сейчас я готов пройти этот путь. Вокруг горы, природа, так много всего и в то же время ничего нет — есть только эти 250 километров по дороге к себе…»
Так начинается Паломничество – завершающий этап в лечении наркомании в одной из клиник Киргизии. Паломничество подводит итог кропотливой работе врачей, снимающих сначала физическую, а потом и психологическую тягу пациента к наркотикам. Паломничество не является обязательным. Каждый вправе сам решить — нужно ему это или нет. Самостоятельно принимая решение, человек встает на этот путь или отказывается от него.
«На протяжении всей дороги меня не отпускало странное чувство, даже не чувство, а ощущение символичности моего пути. Я вспоминал слова инструктора, рассказывавшего мне, что именно по этому отрезку в 250 километров проходит главная наркотропа – начинающаяся в Афганистане, петляющая через всю Среднюю Азию — в Россию и страны Европы. Удивительно. Сейчас я иду по тому же пути, по которому везли героин для меня. Что это? Издевка судьбы… Обратное движение… Возвращение в жизнь…»
Психотренинг «Паломничество» применяется как символический отказ от своего порока, от зависимости. Паломничество – это не только тяжелый физический труд, ведь до Горы Спасения пациент идет пешком 250 километров через долины, ущелья и перевалы Тянь-Шаня, но и психологический. Всё это время человек проводит наедине с собой, мыслями и переживаниями. После долгих и изнурительных пяти суток паломник приходит к заветной точке — Горе Спасения Таштар-Ата.
«Первые полдня пути прошли налегке. Всё казалось новым — удивительным. Я просто шел вперед и всё. Оглядывался по сторонам. Вокруг такая красота, природа, горы, непередаваемая тишина и спокойствие. Мне, как городскому жителю, всё это было в новинку. Проблемы начались к обеду. Сильно натерли кроссовки. Мозоли полопались, и каждый шаг превращался в волну ноющей боли. Как назло, полил дождь. Все размокло и раскисло. Грязь налипала на ноги, делая каждый шаг еще труднее. Я накинул куртку, но и она промокла. Горы больше не радовали и не удивляли, напротив, всё это бесило — эти нескончаемые подъемы и спуски, эта вязкая тишина в ушах, эти мешающие кусты. Впервые проскочила мысль: а, может, ну его, Паломничество? Отказаться ведь просто! Только подумал, и тут же стало стыдно. Стыдно перед собой. Я смогу. Я выдержу. Я справлюсь».
Один из самых главных эффектов Паломничества – умение быть ответственным за свои решения и свою жизнь. Это важное качество проявляется уже в самом факте выбора Паломничества, но еще сильнее это качество понадобится в пути, чтобы пройти его до конца. Японцы говорят: «Сделал первый шаг – прошел половину пути». Физическая усталость преодолима. Сложнее с преодолением себя — искушение, страх неудачи. Преодоление — это и есть главная цель Паломника.
«К вечеру доплелся до лагеря. Уже в темноте поставил палатку, готовить ужин не стал — отужинал в сухомятку. Тело ноет, голова гудит от мыслей. Взял в руки свой камень. За весь день перед глазами всплывали и исчезали образы. Вспоминал мать, отца, вспомнил, каким я был когда-то в детстве, каким стал, когда сел на иглу, и увидел себя сегодняшнего. Стало легче. Я смогу. Я справлюсь. Так, с камнем в руках и уснул».
Весь путь Паломник несет с собой свой камень, на который он переносил груз проблем на протяжении всего курса лечения, которое длится месяц. Камень, как проводник, помогает разобраться в себе, в своих глубинных переживаниях. Паломник освобождает свою душу от тяжелой ноши, вкладывая в камень негативный опыт своей жизни.
«Утро следующего дня принесло с собой легкость. Мышцы не ныли, напротив – появилась легкость. Я быстро собрал палатку и двинулся дальше. Кроссовки снял. Вместо них надел тапки, примотав их к ногам бинтами, чтоб не слетали. Через два часа я был уже в предгорье, оттуда увидел перевал, говорят, называется Верблюжий. Какие верблюды – высота почти 4000 метров и красота как на картинах Рериха из Тибета. Туда мне предстоит подняться. Шаг за шагом я приближался к заветной цели. На удивление подъем для меня оказался простым.
Проблемы начались на спуске, уже за туннелем. Я решил пойти коротким путём, не по дороге, а напрямую через ущелья и склоны — о чем последующие два дня сильно пожалел. Крутые спуски, камни, скользкие осыпи. Упал, потянул ногу. Для меня это был самый тяжелый момент пути. Вновь захотелось все бросить и сдаться, но я выдержал, прокричался так, что горло заболело, но с пути не сошел. Последующие три дня слились для меня воедино, в один сплошной путь, в одну сплошную линию, в борьбу с собой, я почти не выпускал камня из рук».
Последние моменты ритуала Освобождения — подъем к Горе Спасения Таштар-Ата и освобождение от «камня души», с которым паломник прошел весь свой путь. Камень летит на курган. А паломник, наконец, почувствовав себя свободным, выплескивает переполняющие его эмоции, сжигает вещи, напоминающие ему о болезни, и, загадав желание, завязывает ленточку на дереве возле кургана. Вниз он спускается уже освобожденным человеком. Это и есть конечная цель паломничества – духовное очищение.
«Утро пятого дня. До цели осталось километров двадцать – не больше. Сегодня я уже буду на Таштар-Ате. Осознание этого дает такую силу, что хочется быстрее бежать вперед. Радость переполняет. Я ускоряю шаг. Все мысли направлены вперед. Осталось совсем немного. Я смог, я справился.
И вот наступает тот момент, который я ждал так долго, момент, ради которого я пустился в путь. Вот он — подъем к кургану. Выложенные из камней ступени ведут ввысь. Я сбросил рюкзак, разулся, взял камень и сделал шаг вперед. Всё быстрее и быстрее, ступень за ступенью. Сбитыми пальцами о теплые камни. С мыслями о будущем. С верой в себя. Курган. Камень. Бросок. Всё. Я смог! Я справился! Я помог себе сам! Я – чистый! Я – свободный!»