НАРКОМАНИЯ ИЗЛЕЧИМА - Сайт бывшего наркомана. Посмотри на проблему изнутри.
skip to Main Content

НАРКОМАНИЯ ИЗЛЕЧИМА

Исцеление начинается с диагноза

Слово «наркомания» состоит из двух слов — «нарко» и «мания». Словарь иностранных слов поясняет значение этих понятий, пришедших в наш язык из греческого языка. «Нарко» переводится на русский язык как «оцепенение». Человек в состоянии оцепенения не способен проявить свою волю, он находится как бы в связанном состоянии. «Мания» обозначает «безумие, страсть, влечение». Это вторая составная часть сложных слов, обозначающая сильное пристрастие, болезненное влечение к тому, что выражено в первой части слова. «Наркотик» переводится как «приводящий в оцепенение, одурманивающий».

Несложный этимологический анализ показывает, что наркоман — это человек связанный, одурманенный и испытывающий влечение к дурману, более того, как показывает жизнь, не только испытывающий, но и прилагающий все усилия для поддержания этого состояния. Если человек потерял свободу, оказался связанным, действует не по своей воле, то с духовной точки зрения он попал под влияние демонических сил. Таким образом, наркомания представляет собой одержимость человека бесовскими силами, иначе говоря — беснование. Подтверждением этому служат и изменения личности наркомана. Он становится лживым (сатана — отец лжи, как свидетельствует Священное Писание), способен обманывать и обворовывать самых близких людей, поэтому наркоману на первых стадиях реабилитации верить нельзя. Понимание природы наркомании позволяет применять к наркоманам те же церковные методы, что и к бесноватым. Главное — это воцерковление всей его жизни.

Слово «алкоголь» соответствует русскому «винный спирт», а слово «алкоголизм» обозначает заболевание, вызываемое систематическим употреблением спиртных напитков, характеризующееся влечением к ним и приводящее к психическим и физическим расстройствам. Словарь иностранных слов отсылает нас к греческому слову «дипсомания» (дипса — жажда + мания), которым определяется периодически возникающее
неудержимое влечение к алкоголю, периодический запой.

Только в «Радонеже» я узнал от многоопытных членов братства, что есть различие между пьяницей и алкоголиком. Оказывается, пьяница — это человек, который иногда может преступить приличие и, упившись вином, потерять человеческий облик, но, проспавшись, он продолжит трезвую жизнь, при этом будет испытывать мучения совести от своего падения. Другими словами, пьянство — это явление, связанное с дефектами воспитания. Алкоголизм — это болезнь врожденная, часто — наследуемая, или приобретенная, суть которой заключается в том, что при попадании в кровь даже небольшой дозы алкоголя человек сразу теряет свою волю и попадает в тяжелый многодневный запой. Возникшее оцепенение сопровождается непреодолимым влечением к алкоголю. Мне памятен случай, когда алкоголик, много лет живший трезвой жизнью, сорвался оттого, что добавил в чай ложечку бальзама Биттнера.

Медицинскими методами алкоголизм неизлечим. Обычно к нам в братство приходят люди, которые испытали многие методы, такие как кодирование, гипноз, вшивание ампул, особые уколы и так далее. При этом они жаловались на то, что после лечения им становилось еще хуже и что запои можно было прекратить только с помощью реанимации. На вопрос: «Для чего вы лечились?» отвечали обычно одинаково: «Чтобы быть как все». Продолжение бесед показывает, что в их сознании «быть как все» и «пить как все» совпадают. Они мечтают о том, чтобы выпить бокал вина или рюмку водки и, как все, утром отправиться на работу, а не в запой и не в реанимацию. Каково же их удивление, когда они узнают, что алкоголики — это люди особые, у них есть только две возможности в жизни: пытаться пить, а значит дотянуть, может быть, лет до сорока или чуть более и бесславно покинуть земную жизнь, или учиться трезвой жизни с Божией помощью и жить долго и радостно в согласии со своими близкими и своей совестью.

Алкоголик — человек непьющий. Один алкоголик рассказал историю о том, что однажды на рыбалке, после того как сварили уху, все рыбаки налили себе по сто граммов, поднесли стакан и нашему брату. Он вежливо отказался, пояснив, что не пьет потому, что алкоголик. Наступила тишина. Все поужинали, собрали снасти, погрузили в машину и поехали. Через некоторое время один из рыбаков поворачивается к нашему брату и спрашивает: «А тогда мы кто?»

Иногда десятки лет уходят на то, чтобы понять, что ты — алкоголик, да еще и согласиться с этим. Столько лет человек внушает себе горделивую мысль, что он способен по своей воле прекратить пить. Но учиться трезвой жизни — значит учиться иной, отличающейся от привычной, жизни. А иная жизнь может быть только в Церкви. Стремление научиться жить церковной жизнью, то есть воцерковление, необходимо как алкоголикам, так и наркоманам, да и не только им, но и всем людям, осознавшим себя кающимися грешниками, проснувшимися от оцепенения, от греховного сна.

Алкоголик и наркоман могут жить долгой и радостной жизнью, если в них пробудится духовная жизнь и они не будут прикасаться к дурманящему зелью. Человек по своей природе не нуждается в алкоголе и наркотиках, он может спокойно прожить без них всю жизнь, и это не состояние ремиссии, что в переводе с латинского обозначает «временное ослабление болезни», а состояние, к которому должен стремиться каждый. К духовному трезвению, к свободе от власти страстей и греха призывают нас святые отцы. Путь исцеления — это путь духовного восхождения, дорога к Богу, по которой идет кающийся грешник, пробудившийся от греховного сна. Для православного человека дорога к Богу есть дорога в Церковь, в которой и происходит спасительная встреча.

С чего начинать? Часто жизнь ставит перед нами на первый взгляд неразрешимые задачи: «Как помочь погибающему человеку, если он сам от этой помощи отказывается и не верит в свое плачевное состояние? Как убедить его? Как достучаться до его разума? Как привести его к Богу? Как привести его в храм?» Вопросы, вопросы, вопросы…

Сколько горьких рассказов о погибающих от алкоголизма и наркомании слышал я от матерей и жен, плачущих о своих близких. Как хочется всем помочь, но понимаю, что преодолеть эти страшные смертельные недуги можно только с Божией помощью и по желанию самого погибающего. Зависимость от алкоголя или наркотика — это болезнь или врожденная, или приобретенная, болезнь практически неизлечимая и смертельная. Это болезнь не только плоти, но и души. В человеке затемняются и искажаются все разумные силы души — ум, воля, чувство. Достучаться до разума или взывать к воле — дело безнадежное. Надо обратиться к сердцу.

Но беда в том, что жизнь алкоголика или наркомана становится определяющей для всей семьи. В духовном плане болезнь начинает поражать и окружающих. Мысли — только о болезни, надежда — только на врачей, лекарства, гипноз, кодирование. Имеющиеся средства, часто скудные, расходуются на это. Все живут от стакана до стакана, от дозы до дозы. Все хотят исцеления, все, кроме одного человека, без участия которого это исцеление не наступит. Но ведь Господни пути неисповедимы.

Каждый из нас проживает свою жизнь и несет по ней свой крест. Но в какие трудные ситуации ни попадаем мы или наши близкие, на устах наших пусть остается молитва: «Слава Богу за все». За все! Не только за хорошее, но и за скорбное. Пусть впадший в немощь увидит своих близких не в раздражении и унынии, а на покаянной коленопреклоненной молитве. Пусть его пока нетрезвый взгляд останавливается на иконах, священных книгах, распятии. В его сердце пусть стучатся слова молитвы, возносимые за него любящими устами. Благодать Божия, по молитвам жен, матерей, священников, обязательно коснется еще живого сердца. И однажды, когда он в скорбях, в отчаянии проснется ночью от боли и страданий, его взгляд упадет на огонек лампадки у лика Спасителя, из глубины сердца вырвется стон: «Господи, помоги, погибаю». И тогда он сам найдет дорогу, ведущую к храму, к Богу, к духовному совершенствованию, без которого непреодолима ни одна болезнь.

«Ну что ты унываешь? — обращаюсь к плачущей женщине. — Скажи, как его зовут, давай вместе помолимся». «Материнская молитва со дна моря достает» — это не просто слова, это многовековой опыт Церкви. Когда вижу плачущую мать, говорю ей: «Молись».

Общая молитва объединила нас всех в единое братство. Один из наших братьев, алкоголик, написал икону Богородицы «Неупиваемая Чаша», по молитвам у которой происходят многие исцеления от наркомании и винопития. На чин освящения иконы собрались все члены братства. Мы прочитали акафист, и с тех пор вот уже более четырех лет каждое воскресенье всем храмом мы поем его перед этой иконой, которая стала святыней нашей церкви. Сотни имен мы поминаем во время акафистного пения, вот уж где воистину видишь масштабы нашей народной беды. Читаю святые имена — Мария, Петр, Сергий, Георгий, Любовь, Ксения, Фотиния, Александр, Андрей, Пелагия, Наталья, Галина, Михаил, Виктор, Дмитрий, Алексий, Владимир, Марина, Илья, Виктор, Константин, Валентина, Олег, Геннадий; читаю толстую тетрадь, в которой есть все имена, имеющиеся в святцах, и верую, что все святые, предстоящие у Престола Божия, не оставят своим покровительством названных в честь них страждущих чад.

Сколько чудесных возвращений из небытия произошло по молитвам у этой иконы! Как удивляются матери, когда их дети, покинувшие дом и скитавшиеся по подвалам и притонам, возвращаются домой и просят родителей их спасти, идут в церковь, исповедуются, причащаются, обретают новую жизнь. Как бывают поражены жены, говорившие, что их мужья никогда не придут в церковь, увидев их на богослужении с просветленными лицами. Начало всему — молитва. Молимся все вместе в храме, вынимаю частички на проскомидии, молимся каждый в своем доме, молимся каждый день со слезами на коленочках, и нас становится все больше. Каждый день желательно читать акафист иконе Богородицы «Неупиваемая Чаша», Псалтирь, Евангелие, поминать болящих на утренних и вечерних молитвах, заказывать в церкви обедни и молебны об их здравии.

Меня часто спрашивают: сколько исцелилось людей? Как ответить на этот вопрос? Мы не боремся с наркоманией как с явлением, мы боремся за каждую душу, за каждого человека. Для нас нет абстрактных понятий «наркомания» и «наркоман», а есть конкретные люди, которых мы просвещаем, за которых молимся, которых мы любим и вместе с которыми живем жизнью нашего прихода. У каждого своя особая, неповторимая жизнь. Нет особой методики или технологии излечения от наркомании и алкоголизма. Пробуждение души благодатью — всегда чудо, и это чудо совершается в Церкви по молитвам священников, близких и самих страждущих.

Все наши братья и сестры, за которых начали молиться, остались живы. Если мать молится за свое чадо, много им еще придется пережить скорбей, но Господь сохранит жизнь ребенку и не даст погибнуть. Если жена молится за мужа, не умрет муж ее, не останутся ее дети сиротами. Наркоманов и алкоголиков можно отмолить.

Сила молитвы проявляется в обычной жизни. Одна наша прихожанка по имени Пелагея рассказывала о том, что, когда она лежала в реабилитационном центре, все ее соседи-наркоманы не могли спать по ночам и как тени бродили по комнатам и коридорам. Не могла заснуть и она. Однажды вечером, достав привезенный с собой молитвослов, Пелагея прочитала молитвы на сон грядущим и вскоре заснула детским безмятежным сном. Днем соседка стала допытываться у нее, какое средство она приняла, что спала всю ночь. Вечером соседка читала вечернее правило вместе с Пелагеей, и уже двое заснули спокойным сном.

После тяжелого срыва алкоголик Александр сказал на общем чаепитии: «Не знаю, как другим, а мне хоть плачь, а молись, иначе погибну!» Как коротко и мудро сказал! Эти слова относятся не только к алкоголикам и наркоманам, а ко всем нам. «Без Бога ни до порога», — гласит народная мудрость, так что всем нам «хоть плачь, а молись, иначе погибнем».

Исцеление наркомана и алкоголика — всегда чудо. Когда слушаешь исповеди исцелившихся, сталкиваешься с реальным, конкретным явлением вмешательства Божия в жизнь человека. Молодые наркоманы после своего исцеления, проанализировав свою жизнь, сознают, что их отмолили, что обязательно был кто-то из близких, кто не потерял надежду и молился о спасении души.

Родителям и близким страждущих можно дать совет: чем раньше вы начнете отмаливать своих детей, создавать условия обращения их к Богу, тем раньше воскреснет погибающая душа. В доме должны появиться иконы, священные предметы, чтобы блуждающий взгляд человека все время на них останавливался. Память о Боге ведет человека к молитве, особенно когда ему очень плохо. Алкоголики и наркоманы, как и все люди,
когда им плохо, кричат: «Мама!» или, если видят икону на стене: «Господи!»

Это уже молитва. Душа, истерзанная, обращается к Богу, и часто с этого начинается путь спасения. Многие, особенно алкоголики, говорят, что начали спасаться, когда достигли дна. Вроде бы человек уже погиб, а с ним происходит чудо. Он перерождается. Благодать, которая есть в Церкви, вразумляет, укрепляет, просвещает все разумные силы души, все естество человека, наполняя его радостью. У нас в Самаре, в Покровском кафедральном соборе, есть чудотворная икона Богородицы «Взыскание погибших». О чем она напоминает нам? О том, что надежда есть всегда. Нельзя человека вычеркивать из списка живых, пока он жив.
Исцелившиеся наркоманы и алкоголики понимают, что их жизнь не заканчивается, а только начинается. Это подвижники. Они испытали радость православной жизни, научились достойно, со смирением переносить скорби. Это не значит, что они отрекаются от мира, они становятся Богом хранимыми.
В принципе всё правильно, я не согласен только с тем, что альтернативой алкоголизму и наркомании являеться лишь церковь. На свете много и других интересных вещей и перечислять их здесь не имеет смысла, тем более у каждого они свои. Настоящей альтернативой на самом деле является сама жизнь, а будет она в церкви или вне её это уже неважно. (комментарий nonarko)

Back To Top